Пресс-центр

Вернуться к списку

Мэр г. Сочи Анатолий Пахомов: Благодаря предстоящей Олимпиаде Сочи получил невозможный при других обстоятельствах толчок в социально-экономическом развитии

Полный текст

Благодаря предстоящей Олимпиаде Сочи получил невозможный при других обстоятельствах толчок в социально-экономическом развитии, но Анатолий Пахомов одинаково охотно рассказывает и о достижениях, и о нерешенных пока проблемах: сложности конкуренции с иностранными курортами, остающейся коррупции, неудобствах для жителей от олимпийской стройки. Зато стройки так много, что в городе инвесторов не обрел только один стратегический проект - его мэрия представляет на начинающем сегодня работу инвестфоруме «Сочи-2011». А в 2013 г., когда все объекты будут сданы, Сочи станет превращаться в по-настоящему международный круглогодичный курорт, уверен глава города.

- Какие проекты вы представляете на Сочинском форуме в этом году?

- Практически все огромные олимпийские объекты уже в работе - горнолыжный кластер, прибрежный кластер, дорожно-транспортная инфраструктура - инвестиции в них привлечены. Но остался один - реконструкция центральной набережной города. Визитные карточки - Набережная - это визитная карточка любого курорта. У нас эта «визитная карточка» тянется от морского порта до проспекта Пушкина. Протяженность - 2200 м. И, надо признать, пока она не соответствует современным представлениям о том, какой должна быть курортная набережная. Пляжная полоса шириной 7 м, закрытая от отдыхающих! Приморская набережная будет реконструирована по всей длине, мы сделаем пляжную полосу в 50 м и бродвей в 30 м, площадь прогулочной набережной составит 66 000 кв. м, объекты обслуживания пляжной зоны будут размещены на территории 64 000 кв. м, будет создана зеленая зона площадью 60 000 кв. м, нормативная вместимость пляжа - 10 000 отдыхающих.

- На нынешней набережной большое количество магазинчиков и ресторанов. Что с ними будет?

- Объекты недвижимости будут выкупаться у собственников и сноситься. Понятно, что сейчас многие из них против. Но мы не какую-то свою цель преследуем и это нужно не только жителям города Сочи, но и всей России, правда же? Да, город будет круглогодичным курортом с развитыми горнолыжными объектами, с бальнеоводолечением, но Сочи, прежде всего, пляжный курорт. Олимпиада, кстати, подтолкнет и это направление, ведь в Имеретинской низменности в олимпийском парке, от устья Псоу до устья Мзымты, будет еще 6 км пляжей и набережных. Там также появятся средства размещения примерно на 11 000 номеров - это, по сути, новый курорт. С владельцами объектов на центральной набережной мы уже ведем переговоры. Они тоже могут стать инвесторами, стоимость их имущества может быть зачтена при продаже права аренды.

- Что смогут инвесторы построить на новой набережной?

- В основном рестораны и кафе, больше ничего. Мы сделали очень красивый проект для форума, вы можете его увидеть.

- Мониторинг не проводили? Есть интерес к этому проекту?

- Мы точно знаем, что интерес есть. И мы идем ему навстречу. Хороших инвесторов я готов в аэропорту встречать, а надо - и в Москву слетаю. Всего на форуме планируем подписать соглашений больше чем на 30 млрд руб., самые крупные проекты - это строительство комплекса многоэтажных жилых домов с подземными паркингами в Адлерском районе за 5,24 млрд руб., инвестором выступает ООО «Монолит», строительство марины компанией «Дельта спорт», гостиничного комплекса «Спорт-отель» компанией «СК «Юность» за 1 млрд руб. и гостиницы апартаментного типа компанией «Пи би пи «Проект-КС-1», которая ориентировочно обойдется в 3 млрд руб. и будет управляться международным гостиничным оператором.

- Как реализуется самый молодой олимпийский проект - тематический парк за 16 млрд руб., внесенный в программу только в 2010 г.?

- В нем закончился этап проектирования, и сейчас владелец проекта - ОАО «Сочи-парк» приступает к строительству первого этапа стоимостью 500 млн руб., который будет включать объекты развлечений на территории в 60 га.

- А кто является инвестором проекта?

- В основном физические лица, но в нем участвует немецкая компания Europa-Park GmbH & Co, которая управляет тематическим парком рядом с Баден-Баденом, одним из лучших и крупнейших в Европе.

- Последней визитной карточкой Сочи стала Formula 1. Есть представление, как будет использоваться трасса в олимпийском парке после и между гонками?

- Пока нет. Для управления и финансирования строительства трассы создана компания, в которую вошли «Лукойл», «Мегафон», «Базовый элемент», «Интеррос», всего шесть компаний. Этой компании и предстоит решать, как можно зарабатывать на трассе. Ответственным исполнителем по строительству является краевая компания «Омега» [Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега»], работы по созданию трассы уже начались.

- Показ болидов этим летом прошел успешно? Планируется еще?

- Посмотреть только показательный проезд болидов по улице Орджоникидзе специально приехали 5000 туристов. Мы гордимся, что именно Сочи станет местом проведения Гран-при России, ведь заполучить эту гонку пытался еще СССР, Брежнев очень любил Formula 1. Но хочу сказать, что, конечно, проведение таких гоночных показов в центре города создает жителям определенные неудобства. Перекрываются дороги, следовательно, возникают пробки. Рев моторов гоночных болидов... Вот специальная трасса в олимпийском парке не будет мешать жителям, у нее будет прекрасная логистика, ее будет видно из окон гостиниц.

«Качества на сезон не бывает»

- Насколько вообще велики неудобства жителей? Удалось убедить в необходимости стройки всех недовольных?

- Таких преобразований, как сейчас, в городе не было и в советское время. Город и строится, и туристов принимает. Сначала было вообще тяжело, особенно в вопросах «олимпийского» переселения. Многие упирались, отказывались переселяться, торговались, чтобы подороже продать недвижимость. Но в основном эти вопросы решены. Сейчас все спокойно, митинговщины нет. Прежде чем что-то начинать, выезжаем, встречаемся с людьми, рассказываем, как все будет происходить. Даем телефоны ответственных лиц в администрации города, естественно, моментально реагируем на жалобы на действия строителей. Строителей часто вызываю, устраиваю разносы, если они допускают вольности, инициирую обращения в прокуратуру. Еще один важный момент: горожане увидели, что подготовка к Олимпиаде влияет на улучшение качества жизни в городе. Особенно это касается социальной сферы: сданы три новые школы, три детских сада, две больницы, отремонтировано более 500 многоквартирных домов. Люди хотят, чтобы город сделали красивым, удобным, без пробок, но при этом не мешали им зарабатывать. Но чтобы зарабатывать, экономика города должна работать круглый год, а не 2-3 месяца, а для этого надо создавать курортную инфраструктуру.

- Когда Сочи станет круглогодичным куроротом и чего для этого не хватает?

- В 2013 г. будут сданы все объекты, к имеющимся средствам размещения почти на 22 000 номеров дополнительно построят или коренным образом реконструируют еще почти 21 000 номеров. Это будут современные гостиницы с более высоким сервисом. Придут новые международные гостиничные операторы - Hilton, Hyatt и другие [в городе есть Radisson]. Это важно: в советское время директора санаториев просто сидели и ждали - будет погода «высокого» сезона, приедут люди, согласные на любые условия, лишь бы отдохнуть у моря, а не будет - так не будет. И многие владельцы и директора средств размещения до сих пор думают так же. Это изменится. Появляются новые великолепные пляжи и горнолыжные курорты, с 2014 г. будут проходить спортивные события, способные дать курорту мировую популярность, - зимняя Олимпиада, Formula 1, Чемпионат мира по футболу. Этот шанс город должен использовать, чтобы стать круглогодичным курортом, разрекламировать другие свои конкурентные преимущества, например лечение, ведь в Сочи прекрасная лечебная база, которая создавалась многими десятилетиями и у которой нет аналогов в мире. Уровень гостиничного сервиса в целом растет, но курорт должен отойти от фактора сезонности. Соответствовать мировым стандартам при работе 2-3 месяца в год невозможно.

- Но по сравнению с Турцией, Кипром отдых в Сочи стоит дорого.

- Правильно. Самая большая наша беда и всех курортов Краснодарского края в том, что перевозчик берет огромные деньги, особенно в летнее время. И самая главная отговорка - это рынок. Если покупают билеты Москва - Сочи - Москва по 25 000 руб. в экономкласс, есть и такие, то зачем снижать цены? И посмотрите, билетов в кассах на сочинское направление нет. Но это неправильно, любой курорт должен работать над конкурентоспособностью, и одним из главных преимуществ всегда будет цена. Мы работаем над этим.

- И как решить эту проблему?

- Во-первых, надо усилить контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Во-вторых, и это самое главное, на внутреннем рынке должны появиться туроператоры. Компании, которые будут формировать весь турпродукт: продавать вам путевку, собирать группу, сажать ее в чартерный самолет, а здесь встречать автобусом, развозить по отелям и предлагать мероприятия. На международном рынке это так и делается. Там есть опыт, который сформировали зарубежные операторы. В Сочи же операторы просто выступают посредниками - 2-3 месяца продают путевки в санатории. За рубежом тебе никто не даст быть посредником - формируй тур и выкупай его в полном объеме. Мы предлагаем: сформируйте тур здесь. Они отвечают: нам не выгодно, все дорого, НДС надо снимать и т. д. Все, что им нужно, - чтобы власти собрали владельцев гостиниц и попросили снизить цены. Операторам пока не выгодно этим заниматься.

- Почему?

- Цены в гостиницах сейчас конкурентоспособные: возьмите «Жемчужину» - стандартный номер в сутки стоит 2400 руб. В отелях Турции, Германии, Италии, Испании можно разместиться за 60 евро? Конкуренция и уровень сервиса в Сочи постоянно растут - только в этом году заработает второй корпус отеля «Звездный» (120 номеров уровня «4 звезды»), два корпуса курорта «Роза Хутор» («3-4 звезды»), санаторий «Адлер» (250 номеров уровня «3 звезды»). Самая большая беда - транспорт! Во многих странах туристические авиаперевозки субсидируются государством, и мы считаем, что Минспорттуризму надо создавать мотивацию к появлению туроператора на внутреннем направлении. И операторы должны работать на направлении круглый год. Пока им действительно просто неинтересно. Заниматься внутренним туризмом в Сочи туроператоры захотят в 2013 г. Попросить инвестора

- Что собой будет представлять Российский международный олимпийский университет (РМОУ)?

- Это будет единственное в своем роде учебное заведение России. Возведение комплекса зданий из девяти корпусов уже началось. Проект предусматривает озеленение территории (в том числе вертикальное), его процент будет высоким - 36,3%, перед главным входом будет фонтан. РМОУ станет сочетать функции международного образовательного учреждения и делового центра, причем его территория будет открыта для всех горожан и гостей города. Проект РМОУ кроме образовательной части включает еще и крупнейший на юге конференц-центр и гостиничную часть - ориентировочно на 350 номеров. Университет создаст 600 новых рабочих мест, новые налоги и платежи. Так что выгода для города очевидна.

- Как идет реконструкция Морского вокзала?

- Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, сдача намечена на 2013 г. Морвокзал будет включать не только пункты пропуска через границу и залы ожидания, но и магазины беспошлинной торговли, офисные помещения. А на Северной территории порта появится многофункциональный комплекс с терминалом пассажирских линий, конгресс-холлом и выставочными павильонами.

- Из Сочи сейчас много морских рейсов совершается?

- Количество рейсов в Трабзон, Турция, сократилось до двух в неделю. Трижды в неделю теплоходы уходят в Батуми, трижды - в Новороссийск и ежедневно - в Гагру и Туапсе. На двух последних линиях в июне начали работать скоростные катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2» вместимостью по 300 человек каждый - путь из Сочи до этих портов занимает менее двух часов, это важно для комфорта наших гостей в летний сезон, так как все больше людей желают посетить Абхазию.

- Став мэром Сочи, вы заявили, что есть инвестпроекты в сфере строительства, которые нарушат архитектурный облик города и должны быть пересмотрены или заморожены. Удалось повлиять на инвесторов?

- У города не было ни генплана, ни правил землепользования и застройки, ни схем водо-, тепло- и энергообеспечения. Мы подготовили и приняли эти документы, сейчас приступили к проекту планировки территорий. Длительное время в городе действительно происходила хаотичная застройка, говорить об упорядоченной архитектуре было сложно. Например, у города есть достопримечательность, концертный комплекс «Фестивальный». Его купил в 2007 г. инвестор [инвестиционная компания ТПС] с намерением снести и построить жилой комплекс. Мы этого сделать не дали: провели переговоры с инвестором и выкупили комплекс обратно в муниципальную собственность. Сейчас активно восстанавливаются 14 фонтанов перед «Фестивальным». Еще во времена приватизации в 1994 г. был продан дом культуры «Дагомыс», его мы также вернули городу. Напротив фасада главного железнодорожного вокзала Сочи было установлено 400 торговых палаток - действовал стихийный рынок. Нам удалось добиться его сноса. Но оказалось, что этот участок находится в аренде на 49 лет у предпринимателя, который планировал построить на нем жилой комплекс, парковки. Нам удалось его убедить, что ничего, кроме сквера, там не должно быть.

- Известно, что этот предприниматель - Вячеслав Семендуев, его компания «Ньюленд» планировала уже в 2011 г. построить в центре города многофункциональный комплекс «Сочи-сити», но строительство даже не начиналось. Этот проект в силе?

- По договоренности с администрацией города на своей инвестплощадке он сейчас создал парковку открытого типа, а строить комплекс начнет после Олимпиды-2014.

- «Роснефть» планировала создать в Сочи сеть олимпийских заправок. Чем они отличаются от обычных и сколько их будет?

- Компания разработала проект автозаправочного комплекса олимпийского формата. Эти АЗК будут реализовывать все виды топлива, в том числе стандарта «Евро-5», в них разместятся кафе и рестораны различных форматов, магазины, автоматические портальные мойки. Также они адаптированы для людей с ограниченными возможностями. «Роснефть» уже реконструировала шесть АЗК под олимпийский формат и построит еще 10, до 2009-2014 гг. в свою сеть в Сочи компания планирует вложит 2,3 млрд руб.

В борьбе с коррупцией

- Порочной практике - что-то построить, а потом поставить власть перед фактом и узаконить - положен конец. Она складывалась годами, и в градостроительной сфере Сочи творился хаос. Сейчас ответом на подобные действия является иск в суд о сносе объекта за счет застройщика. Эту работу мы ведем, в реестре числится 140 объектов самозастроя, подлежащих сносу. По данным службы судебных приставов, 169 объектов уже снесено. Речь идет о разного рода магазинах, ларьках, гаражах и даже многоэтажных жилых домах.

- Беспрецедентная стройка в Сочи наверняка порождает и большие возможности для коррупции. Как вы оцениваете ее уровень и как с ней боретесь?

- Чаще всего условия для коррупции создают нехватка времени и нехватка профессионализма. Но нельзя отрицать, что при таком огромном проекте соблазнов слишком много. Такие факты есть, и мы их не замалчиваем. Несколько дел было инициировано нами - например, бывшего начальника управления дорог сначала уволили, а потом по обращениям администрации было возбуждено уголовное дело. Для всех подразделений администрации города, департаментов, управлений, учреждений и МУПов написаны регламенты по работе с документами, сколько у кого может лежать письмо, когда надо дать ответ, и так далее. Задержка всего на один день - и на человека падает подозрение в коррупции. Его мы пригласим для дачи объяснений на специально созданный антикоррупционный совет с участием полиции, прокуратуры, ФСБ, представителей судов. Чиновники этого очень боятся. До конца коррупцию пока не победили, но принимаемые жесткие меры дают результат. Мне жители часто говорят: то, что в органах власти было раньше, и то, что сейчас, - это небо и земля.

Источник («Ведомости»
Вернуться к списку

В своей деятельности РМОУ придерживается принципов информационной прозрачности и открытости. Представители СМИ всегда могут обратиться для аккредитации на наши официальные мероприятия, а также для получения актуальной, достоверной информации о РМОУ, организации комментариев руководства и экспертов по интересующим вопросам.