Пресс-центр

Вернуться к списку

Везет тому, кто везет! "Черноморская здравница"

Полный текст

Турин. Олимпиада. 2006 год. Миллионы российских поклонников спорта прильнули к телевизорам. На экранах – женская эстафета в лыжных гонках. За несколько дней до состязаний, в индивидуальных гонках, российских лыжниц постигла неудача. Нежданный дождь, раскисшая лыжня, основная претендентка на победу Наталья Баранова пришла на финиш лишь шестнадцатой. Надежда на эстафету. «В эстафете тоже не обошлось без неожиданностей. Я готовилась на второй этап, а из-за ошибки в протоколе меня назначили первой. А ведь это совсем другая тактика бега, я первой не бегала лет семь!» - рассказывает Наталья Баранова. Тяжелейшая борьба и наши девчонки поднимаются на верхнюю ступень пьедестала. Этой победой олимпийская чемпионка Наталья Баранова завершила карьеру спортсмена, но не жизнь в спорте.  В родном Томске сегодня она руководит спортивной школой, растит новых олимпийцев. Со знаменитой лыжницей,  а ныне спортивным управленцем, мы встретились в кампусе Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ), созданного компанией «Юниверсити Плаза» в Сочи.

- Наталья, здравствуйте. Знаем, что в Сочи вы приехали на этот раз не на отдых, а на учебу. Что заставило сменить кабинет руководителя школы на парту?

- Весной этого года в администрацию Томской области пришло приглашение на курсы повышения квалификации для специалистов спортивной индустрии. Я внимательно изучила программу, она оказалась очень интересная и насыщенная. Поэтому на приглашение Фонда поддержки олимпийцев и Российского Международного Олимпийского Университета откликнулась с радостью. Руководство  эту идею поддержало. Я уже пять лет возглавляю спортивную школу олимпийского резерва. Что называется из спортсменов – в управленцы. За последние годы в спорте поменялось многое. Поэтому подобные курсы очень важны. Во-первых - здесь можно обменяться опытом с коллегами из других регионов. Во-вторых – замечательные лекторы. Когда еще услышишь выступление заместителя министра спорта­? И не просто послушаешь, а задашь вопросы, пообщаешься? В-третьих - очень актуальные темы. Меня, как руководителя бюджетной школы больше всего интересовали вопросы привлечения коммерческих средств. Какой использовать инструментарий, как с ним работать? А если честно полезно было все. Я хоть и работаю директором школы пять лет, но даже курс по деловой этике с интересом прослушала.

 

- Что сегодня представляет спортивная школа Натальи Барановой в Томске? Растут новые олимпийские чемпионы?

- Когда мы начинали, то под школу выделили один кабинет и две комнаты для переодевания. Спустя год, у нас появилась хорошая лыжная  база, с комнатами для переодевания, душевыми кабинами, позже надстроили второй этаж. Если изначально было 175 квадратных метров, стало 350. Сейчас еще 500 квадратов добавили с тренажерном залом, сауной .и комнатами отдыха, материальная база  расширяется . У школы - удачное месторасположение. Рядом со стадионом в лесу, протяженностью десять километров, проходит лыжня здоровья. Так что условия для тренировок хорошие. Что касается интереса ребятишек, то сегодня наш основной конкурент – зальные виды спорта. В зале и заниматься теплее, да и начинать детям можно с 4-5 лет, а в лыжах с 9 лет. Но есть родители, которые понимают, что детям нужно больше бывать на свежем воздухе. К тому же сегодня помимо лыжных гонок в нашей школе идут занятия по биатлону. Это более зрелищный вид спорта, и раскручен больше чем лыжные гонки.

- Каковы основные сложности в воспитании юных олимпийцев?

- Самая большая проблема – это тренерские кадры. Особенно в районах. Помимо руководства школой, я возглавляю федерацию лыжных гонок Томской области. Так что, о ситуации знаю не понаслышке. Как только в районе появляется тренер, сразу ребятишки и на соревнованиях начинают участвовать, и результаты показывать. Только мало кто хочет в районе работать. Зарплаты у тренеров невысокие. Выпускники спортивных вузов предпочитают либо в фитнес клуб идти трудиться, либо в магазин спортивный инвентарь продавать. Так что думаю, эту проблему нужно решать на государственном уровне. Есть же программа по привлечению докторов в районы – «Земский доктор», есть программы для сельских учителей, а вот для тренеров пока нет.

- Лыжи для Томской области всегда были традиционным видом спорта. Есть ли сейчас интерес к такому занятию?

- Действительно, в советское время на лыжах все бегали. У нас же снег полгода лежит. Область года три подряд становилась лучшей во всесоюзных соревнованиях «Лыжня зовет». Помню, у нас в классе специальная доска была. Приходишь после выходных и записываешь, сколько километров пробежал. И так было у школьников, студентов и трудовых коллективов, соц.соревнования устраивали. Потом все цифры складывались и определялся победитель… Поэтому радостно видеть, что сейчас интерес к лыжам возрождается. По выходным целые семьи на лыжню выходят. Любительские клубы открываются. Даже люди пенсионного возраста встают на лыжи.  Бегать кому-то может быть тяжело, нагрузка на суставы, а занятия лыжами более мягкие, к тому же все группы мышц задействованы. И это здорово!  

- А вы-то помните, как к лыжам пристрастились? Когда поняли, что будете Олимпийской чемпионкой?

- Тренировку первую помню замечательно. Когда в школе, всех записывали в кружки, я почему-то пошла на вязание. Встречаюсь с подружками, а они мне все говорят: «Мы в ДЮШку, на лыжи записались». Я тоже загорелась, назначили тренировку на четверг. Я этого четверга ждала, как ни знаю что! Раньше как – курточка, шапочка на завязках шерстяная, и все – вперед на лыжню. Помню и первые соревнования - 500 метров по стадиону. Мне за победу дали бамбуковые палочки. У всех железные, а у меня бамбуковые – облегченные, для меня это была радость.  А что в спорте останусь, поняла  позднее. Классе в девятом была, к нам на практику студенты приезжали из спортивных вузов, тренировки вели. Вот я и решила, что это дело мне это нравится.

- Путь к Олимпийской медали у вас был совсем непростой. Можно сказать с третьей попытки. Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити вы пропустили из-за допингового скандала, вернулись в спорт через два года. Как удалось пережить?

- Если честно сама иногда думаю: «Как я тогда не сломалась?» Наверное, поддержка окружающих помогла. Это спонсор сборной, нефтяная компания «Лукойл», коллеги-динамовцы , школа высшего спортивного мастерства томской области и родные, все поддержали, верили. Так что за два года дисквалификации, тренироваться не бросила, набралась сил, опыта.

 - А как сегодня оцениваете ситуацию с допингом в российском спорте?

- Думаю, что здесь политика вмешивается. Сама в такой шкуре была, о несправедливости знаю. Ну, скажите, как спортсмена можно обвинять в том, что на пробирке какие-то царапинки появились. Это ответственность человека, принимавшего эту пробу. Когда в 2002 российских лыжниц – меня, Ларису Лазутину, Ольгу Данилову обвинили в употреблении допинга, мы же были просто потеряны. Не было ни правовой базы, не представления, как защищаться. Вот и получается, на нас раз напали, мы проиграли, значит можно и во второй попробовать… Нас давят, а мы все равно не сдаемся. Слава богу, время меняется, у спортсменов начали появляться правозащитники, юристы. Так что, надеюсь, скоро все эти скандалы прекратятся.

- Как сегодня оцениваете силы российских лыжниц?

- Можно сказать, идет смена поколений. Когда я выступала, в России были очень сильные женщины. Двумя командами мы выигрывали Этапы кубка мира. Молодежь не могла пробиться в основу, потому что на Олимпиаде четыре места на страну дают, а у нас очередь из претендентов  стояла. Была сильная плеяда, сейчас девчата чуть сдали, а вот ребята наоборот прибавили, попадают на пьедестал, кубки выигрывают. Есть очень сильная молодежь. Самые большие провалы между юниорами и сборной. Почему? Здесь важна работа тренера.  В спортивной школе требуют результат, у тренера от этого зарплата зависит, он  хочет, чтобы в 11-12 лет ребенок чемпионом области был. Начинается форсирование, а порой надо притормозить немного, дать детям наиграться.

 

- Знаем, что ваша дочка по маминым стопам пошла… Вы как мама или как директор школы это поддерживаете?

- Думаю, что ребенку нужно просто дать выбор. Алена сначала танцами занималась, а на лыжи мы ее поставили, просто, чтоб на свежем воздухе чаще бывала. И в случае со своим ребенком я убедилась, как важен тренер ,коллектив На танцах сменился педагог, и интерес у нее пропал, а спортом загорелась. Теперь тренеруется, за ребятами старшими тянется, даже придерживаем ее чуть-чуть. Всему свое время.

 

- А что пожелаете начинающим спортсменам, мечтающим об олимпийском золоте?

- Самое главное –  мотивация в достижение  цели, упорство ,терпение и конечно научиться  переживать поражения. Потому, что трудности будут, за победой всегда приходит- поражение. И тогда нужно не сломаться. Ведь, как у нас лыжников говорят: «Везет тому, кто сам везет!».  !

 

Ирина СИЗОВА.

 

Источник http://kmvnews.ru/news/lyudi-sobytiya-fakty/intervyu/item/16716-vezet-tomu-kto-vezet
Вернуться к списку
В своей деятельности РМОУ придерживается принципов информационной прозрачности
и открытости. Пишите, звоните, мы всегда
ответим вам.
Татьяна Онготоева
директор по связям
с общественностью РМОУ
+7 495 956-24-30, доб. 3734