Вернуться к списку

Безбарьерная среда

Информация о программе
Объем курса 72 часа
Полный текст описания
Полный текст

Перед Россией стоит важная социальная задача – обеспечить равные возможности для людей с инвалидностью, гарантировать их полноправную интеграцию в общество, благоприятные условия для труда, учебы, активного отдыха, занятий физкультурой. Спорт является одним из эффективных способов реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, одним из путей социальной интеграции.

Программа «Адаптивная физическая культура, паралимпийский спорт и безбарьерная среда» разработана с целью подготовить специалистов в сфере управления спортом людей с инвалидностью и создания безбарьерной среды. Обучающиеся получат знания по следующим темам:

  • Понятие доступной среды.
  • Социальная адаптация людей с инвалидностью, понятие инклюзии.
  • Нормы доступности, нормативно-правовые документы, регламентирующие построение безбарьерной среды.
  • Обеспечение физической (архитектурной) и информационной доступности объектов.
  • Типовые ошибки и лучшие примеры при построении доступной среды.
  • Доступная среда на спортивных сооружениях.
  • Спорт, как метод реабилитации.
  • История паралимпийского движения и международный опыт развития паралимпийского спорта.
  • Материально-техническое обеспечение в адаптивном спорте.
  • Маркетинг в паралимпийском спорте.
  • Безопасность в адаптивной физической культуре.
  • Этика общения с людьми с инвалидностью.

Целевая аудитория курса:
Представители органов исполнительной власти, отвечающих за развитие физической культуры и спорта (региональные министерства, агентства и спорткомитеты), за территориальное планирование, архитектурное развитие и строительство. Менеджеры строительных компаний, сферы услуг, транспорта и других направлений бизнеса, для которых актуально соответствие объектов требованиям доступности.  Представители компаний, имеющих интересы на рынке товаров для людей с инвалидностью. Руководители и менеджеры департаментов и отделов маркетинга спортивных федераций, профессиональных лиг и клубов. Представители оргкомитетов спортивных соревнований и мероприятий. Представители бизнеса, имеющие интересы в индустрии спорта (инвесторы, партнеры и спонсоры, рекламодатели). Представители организаций инвалидов. Все, кто интересуется темой адаптивного спорта и обеспечения доступности.

Продолжительность обучения: 72 академических часа (42 часа – очные занятия, 30 часов – самостоятельная работа).

В результате обучения слушатели получат базовые знания о безбарьерной среде и спорте людей с инвалидностью, научатся осуществлять экспертизу объектов на соответствие требованиям доступности.

Возможно обучение по отдельным модулям в соответствии с требованиями заказчика, а также разработка специальных учебных блоков, адаптация курса под требования заказчика.

РМОУ также предлагает всем заинтересованным сторонам проведение 2-5-дневных семинаров по подготовке экспертов по безбарьерной среде в Москве и регионах России.

Преподаватели: 

Рысев Олег Викторович
Заместитель Председателя Всероссийского общества инвалидов. Магистр Манчестерского университета по социальной работе.
Никольский Антон Юрьевич
Заместитель начальника Проектно-исследовательского управления Российского Международного Олимпийского Университета, координатор паралимпийских программ.
Асылгараева Эльвира Наилевна
Руководитель научно-исследовательского отдела «Российской ассоциации спортивных сооружений».
  Гутман Лев Борисович
Технический директор «Российской ассоциации спортивных сооружений». Эксперт в области проектирования сооружений и создания безбарьерной среды.
Тарасенко Елена Анатольевна
Заместитель заведующего Кафедрой управления и экономики здравоохранения ГУ «Высшая школа экономики».
  Рубцова Наталия Олеговна
Заведующая Кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п
Наименование дисциплин, отдельных тем и вопросов
Всего, (час)
Лекции, (час)
Дист. занятия,(час)
1.      
Понятие и модели инвалидности. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в системе реабилитации людей с ограниченными возможностями. Рубцова Н.О.
Понятие инвалидности. Классификация инвалидности по ВОЗ. Группы инвалидности. Причины инвалидности. Модели инвалидности. Социальная модель инвалидности. Медицинская модель инвалидности. Политико-правовая модель инвалидности. Модель культурного плюрализма. Барьеры среды (физические и социальные). Философия независимой жизни. Понятие и виды реабилитации. АФК и АС в системе комплексной реабилитации.
3
2
1
2.      
Социальная адаптация инвалидов. Понятие инклюзии. Изменение отношения к инвалидности. Тарасенко Е.А.
Понятие социальной адаптации инвалидов. Конкретно-исторический характер процесса социальной адаптации людей с инвалидностью. Трех-уровневый процесс социальной адаптации людей с инвалидностью.
Понятие инклюзии. Концепция социальной инклюзии людей с инвалидностью. Основные признаки инклюзивной социальной среды. Сопоставление „интеграция – инклюзия". Европейский подход к инклюзии людей с инвалидностью. Конечная цель инклюзии. Система индикаторов социальной инклюзии людей с инвалидностью для анализа доступности политической, экономической, социокультурной, социальной и символической подсистем общества.
Изменение отношения к инвалидности. Повседневные приемы и методы, необходимые для развития инклюзии.
 3
2
1
3.      
Паралимпийский спорт и паралимпийские игры. История паралимпийского движения.
Никольский А.Ю.
Организация Паралимпийских игр. Паралимпийские виды спорта, виды соревнований на летних и зимних Паралимпийских играх. Основные документы, регламентирующие проведение Паралимпийских игр. Этапы подготовки Паралимпийских игр. Разграничение ответственности и полномочий. Наследие Паралимпийских игр и безбарьерная среда. Структура паралимпийского движения, Международный паралимпийский комитет. История паралимпийского движения и Паралимпийских игр: от Первых Сток-Мандевильских игр 1948г. до наших дней.
 3
2
1
4.      
Понятие безбарьерной среды. Универсальный дизайн. Нормативное регулирование в этой сфере. Рысев О.В..
 3
2
1
5.      
Регламентация прав инвалидов. Российские и международные нормативно-правовые документы, регламентирующие построение доступной среды. Программа создания безбарьерной среды в России. Рысев О.В
Меры административного воздействия при несоблюдении норм доступности. Правоприменительная практика. Типовые ошибки при создании безбарьерной среды.
 7
6
1
6.      
Принципы обеспечения физической (архитектурной) доступности объектов. Типовые ошибки и лучшие примеры. Гутман Л.Б.
Понятие и составляющие элементы доступности объектов и услуг. Понятие и составляющие элементы архитектурной доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Международные и российские нормативные документы, описывающие требования к архитектурной доступности объектов. Основные функциональные зоны объекта. Элементы архитектурной доступности. Основные проблемные элементы и зоны, вызывающие наибольшее количество ошибок при создании доступной среды; типовые ошибки. Лучшие примеры обеспечения архитектурной доступности (международная и российская практика).
 3
2
1
7.      
Принципы обеспечения информационной доступности объектов. Типовые ошибки и лучшие примеры. Асылгараева Э.Н.
Понятие и составляющие элементы информационной доступности. Международные и российские нормативные документы, описывающие требования к информационной доступности объектов и услуг. Основные направления и требования к обеспечению информационной доступности: информационные знаки и указатели, печатные материалы, Интернет-ресурсы. Типовые ошибки, совершаемые при создании доступной информационной среды. Лучшие примеры обеспечения информационной доступности (международная и российская практика).
 3
2
1
8.      
Обследование объектов с целью определения уровня доступности. Асылгараева Э.Н.
Понятие, цели и задачи проведения обследования с целью определения уровня доступности. Специфика проведения обследования на объектах разных типов (объекты транспортной инфраструктуры, спортивные объекты, объекты сферы услуг и т.д.).
Процедуры организации и подготовки обследования. Формирование рабочей группы. Используемый инструментарий: измерительные приборы, инструменты для фиксации результатов наблюдения и т.д. Определение объекта и предмета обследования: зоны здания (сооружения), предоставляемые услуги. Формирование маршрута обследования объекта. Методика фиксации результатов измерений и наблюдений с использованием чек-листов. Критерии оценки результатов обследования. Особенности проведения обследования в зависимости от функционального назначения объекта: специфические зоны и услуги и их оценка.
 3
2
1
9.      
Составление отчета об обследовании объекта. Формирование рекомендаций, направленных на повышение уровня доступности, для собственников или управляющих объекта. Гутман Л.Б.
Цели и задачи составления отчета о результатах обследования объекта на соответствие требованиям доступности. Типовые формы и форматы отчетов: нарративный и табличный, презентационный, печатный, видео-отчет. Правила и требования к составлению отчетов. Принципы формирования рекомендаций; оперативные и стратегические решения, компенсационные мероприятия и «разумные приспособления». Отчет, как основа для составления программы повышения уровня доступности для МГН объекта. Презентация и защита отчетов.
 3
2
1
10. 
Современные технические и организационные мероприятия, обеспечивающие создание безбарьерной среды. Гутман Л.Б.
Применение технических средств с целью преодоления физических и информационных барьеров.
Устройства вертикального и горизонтального перемещения маломобильных групп населения с помощью технических средств. Конструкции и устройства нивелирования перепадов высот. Индукционные контуры. Системы визуального дублирования информации. Аудио извещатели. Оборудование санузлов. Мебельная и дверная фурнитура.
 3
2
1
11. 
Создание безбарьерной среды на спортивных объектах. Трансформация спортивных объектов для учебно-тренировочного процесса и проведения соревнований по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта. Специализированное спортивно-технологическое оборудование. Гутман Л.Б.
Безбарьерная среда как фактор повышения привлекательности спортивных объектов. Примеры международного опыта создания безбарьерной среды на спортивных объектах. Подготовленный персонал, как один из залогов успеха.
Краткий обзор паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта. Особые требования, предъявляемые к зонам проведения тренировок и соревнований с участием спортсменов-инвалидов. Требования и примеры возможных решений в отношении обеспечения доступности зрительских мест для людей с инвалидностью. Специализированное спортивно-технологическое оборудование.
 3
2
1
12. 
Обеспечение доступности на предприятиях гостеприимства (включая места размещения спортсменов). Принципы планирования Паралимпийских деревень и обеспечение доступности предоставляемых в них сервисов. Гутман Л.Б.
Основные типовые функциональные зоны предприятий гостеприимства. Обеспечение доступности услуг в отелях.
Принципиальная схема функционального зонирования Олимпийской/Паралимпийской деревни. Сервисы для проживающих в Олимпийской/Паралимпийской деревне. Трансформация Олимпийской деревни в Паралимпийскую. Специфические сервисы Паралимпийской деревни. Требования к местам проживания.
 2
1
1
13. 
Обеспечение доступности на транспорте. Асылгараева Э.Н.
Принципы и методы обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры: аэропорты, ж/д вокзалы, автовокзалы. Компенсационные мероприятия, обеспечивающие обслуживание МГН при невозможности физического создания безбарьерной среды на объекте. Особые организационные (fast-track, службы сопровождения МГН и т.д.) и технические (амбулифт, ж/д подъемники и т.д.) мероприятия обеспечения доступности на транспортных узлах. Правила перевозки инвалидов ж/д и воздушным транспортом. Лучшие примеры информационных материалов об услугах для МГН на объектах транспортной инфраструктуры (печатные материалы, web-сайты).Средства обеспечения доступности подвижного состава.
 3
2
1
14. 
Лучшие образцы международной практики создания безбарьерной среды на примере Олимпийских и Паралимпийских игр Пекин-2008 и Ванкувер-2010, городской среды г. Лондона. Гутман Л.Б.
Основные соревновательные объекты Паралимпийских игр-2008 и Паралимпийских зимних игр – 2010. Достижения и «слабые места» в создании безбарьерной среды на объектах Игр. Городская среда Пекина, Ванкувера, Лондона с точки зрения обеспечения доступности.
 3
2
1
15. 
Этика общения с людьми с инвалидностью. Рубцова Н.О.
Понятие «общение» и принципы гуманистической педагогики в процессе общения с лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Этапы и виды общения. Причины плохой коммуникации общества и инвалидов. Методы общения в различных возрастных группах. Факторы, определяющие   характер профессионального общения в сфере адаптивной физической культуры. Понятие «психологических дистанций общения», их классификация и значение в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Особенности тактильного контакта и пространственной ориентировки людей с инвалидностью. Модели взаимодействия «тренер-спортсмен», «судья-спортсмен», «классификатор-спортсмен», «волонтер-спортсмен». Термин «язык тела» и его психологические составляющие (мимика, жесты, интонация, покраснение или бледность кожных покровов, запах), их функции и влияние на педагогическую деятельность. Темпо-ритмическая организация вербального общения в АФК.
 3
2
1
16. 
Структура и организация адаптивной физической культуры и спорта.Рубцова Н.О.
Понятие АФК. Объект и субъект педагогической деятельности в адаптивной физической культуре. Виды адаптивной физической культуры в обществе. Функции адаптивной физической культуры. Организация адаптивной физической культуры в России и за рубежом. Организация соревнований для различных групп инвалидов. Обеспечение безопасности соревнований. Подготовка волонтеров и персонала. Управление рисками в адаптивном спорте. Event-management в АФК. Организация и оборудование мест проведения соревнований. Правила отбора участников соревнований. Спортивно-медицинская классификация. Судейство. Медико-биологическое обеспечение в адаптивном спорте. Противопоказания для занятий адаптивным спортом. Профилактика травматизма применительно к виду спорта. Аспекты соревновательной деятельности в Специальной Олимпийской и Паралимпийской программах.
 3
2
1
17. 
Материально-техническое обеспечение в адаптивной физической культуре. Рубцова Н.О.
Значение материально-технического обеспечения для развития адаптивной физической культуры. Применение средств реабилитационной техники в АФК и АС. Категории спортсооружений, доступные для инвалидов различных нозологических групп. Основные требования к проектированию и оборудованию физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов. Методическая и спортивно-технологическая основа организации мест проведения занятий для инвалидов различных категорий. Планировка открытых и закрытых спортивных сооружений для различных категорий инвалидов. Общие требования к территории. Доступность подъезда и парковки специального транспорта. Основные вспомогательные блоки (состав основных и вспомогательных помещений). Классификация средств, используемых для оснащения сооружений спортивного назначения при проведении в них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами.
 3
2
1
18. 
Обеспечение безопасности в адаптивном спорте. Рубцова Н.О.
Стратегия управления рисками при организации физкультурно-массовых и спортивных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Особенности влияния негативных факторов среды обитания на безопасность жизни и деятельности лиц с ограниченными возможностями. Организация управления техникой безопасности и безопасностью систем жизнеобеспечения на объектах адаптивной физической культуры. Социальная - психологическая характеристика безопасности личности. Психологические реакции человека с отклонениями в состоянии здоровья в условиях угроз и опасностей. Безопасность и защита лиц с ограниченными возможностями при организации туристских мероприятий.
 3
2
1
19. 
Маркетинг в сфере спорта людей с инвалидностью. Привлечение спонсоров и коммерческое финансирование. Работа со зрителями, привлечение болельщиков. Продвижение спортсменов. Тарасенко Е.А
Спортивный маркетинг и технологии маркетинговых коммуникаций для продвижения и развития спорта людей с инвалидностью. Маркетинг-микс в инваспорте. Задачи спортивного маркетинга для позиционирования и продвижения спортивных соревнований людей с инвалидностью и Паралимпийских игр. Бренд-менеджмент спортивных соревнований людей с инвалидностью и Паралимпийских игр. Особенности позиционирования и продвижения спорта людей с инвалидностью в интернет-среде. Сегментирование целевой аудитории спортивных соревнований людей с инвалидностью. Фандрайзинг, технологии привлечения спонсоров и коммерческого финансирования. Технология работы со зрителями, привлечения болельщиков. Особенности позиционирования и продвижения спортсменов с инвалидностью.
 2
2
 
20. 
Зарубежный опыт развития спорта людей с инвалидностью. Тарасенко Е.А.
Зарождение спортивных клубов для людей с нарушениями слуха в 80-х годах 19 века в Германии. Первая мировая война и применение спортивных для реабилитации демобилизованных солдат с инвалидностью в европейских странах. Мировая организация олимпийских игр для людей с проблемами со слухом в 1922 г. Опыт развития спорта для людей с инвалидностью в после Второй мировой войны в Великобритании. Спортивная терапия людей с инвалидностью от «отца паралимпийского движения» доктора Людвига Гуттмана в послевоенной Великобритании. London Olimpics - первые международные соревнования людей на инвалидных колясках в 1948 г. История паралимпийского движения. 1952 г. – зарождение Паралимпийского движения. Организация и проведение первых летних Паралимпийских игр в 1960 г. в Риме (Италия). Организация и проведение первых зимних Паралимпийских игр в 1976 г. в Швеции. Международная классификация Паралимпийских игр – 6 групп заболеваний, 24 вида спорта. Краткая история всех Паралимпийских игр. Подготовка к летним Паралимпийским играм 2012 г. в Лондоне.Современная история инваспорта. Опыт развития спорта для людей с инвалидностью в странах Евросоюза, США и Канаде в 1980-х - 2010-х годах. Государственная политика развития массового инваспорта. Роль общественных организаций в развитии спортивного движения людей с инвалидностью. Спорт, досуг, благополучие и укрепление здоровья людей с инвалидностью.
 2
2
 
21. 
Составление отчётов
12
 
12
 
Итого (час.)
72
42
30
Формы
Курс повышения квалификации
Вернуться к списку