Пресс-центр

Вернуться к списку

Кубертен избегает прямого разговора о бюджетах

Полный текст

Мемуары основателя олимпийского движения впервые опубликованы на русском. Российский международный олимпийский университет (PMOY) выпустил русскоязычные мемуары реформатора Олимпийских игр барона де Кубертена в переводе преподавателя Сорбонны Анастасии Лестер. Благодаря своему происхождению и связям барон имел возможность договариваться о проведении Игр с наследными принцами, дипломатами и знатью.

Аристократия рубежа XIX-XX веков была увлечена античностью (мода на танцы Айседоры Дункан в духе греческой вазописи возникла в интеллектуальной среде в те же годы) - идея Кубертена многим понравилась. Его доклад на парижском конгрессе 1892 года о возрождении античных Олимпийских игр был встречен аплодисментами, все желали барону большого успеха, «но ни один человек меня не понял. Это было началом полного, можно сказать, абсолютного непонимания. И оно продолжалось еще довольно долго» - многие думали, что это очередное театрализованное шоу на ипподроме в античном духе, спектакль без намека на настоящие спортивные победы.

Как вышколенный прекрасным образованием человек Кубертен был готов к долгой просветительской работе. Принцам и журналистам, зрителям и спортсменам он не уставал излагать свои принципы - атлетическое движение может вызвать к жизни как самые благородные страсти, так и самые низменные; оно может развить бескорыстие и чувство достоинства, так же как и любовь к наживе; оно может быть рыцарски благородным или развращенным, мужественным или брутально жестоким; его можно использовать как для укрепления мира, так и для подготовки к войне.

И в самом деле - когда между Грецией и Турцией разразилась война за освобождение Крита, бытовало мнение, что в большой степени этому способствовали Олимпийские игры. Кубертен настаивал: духовные силы играют в спорте гораздо большую роль, чем им приписывают, - эта доктрина всегда была интеллектуальным и философским смыслом начинания барона, заботившегося о нравственной роли спортивной силы. Потому ему было жаль несостоявшихся Олимпийских игр в Риме - тогда движение «снова облачилось бы в роскошную тогу, вытканную искусством и духовным совершенствованием», - он с самого начала желал видеть олимпийское движение облаченным в эти одежды.

Тем не менее конференция 1906 года предложила Международному олимпийскому комитету (МОК) учредить пять конкурсов по архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе для всех ранее неизвестных публике произведений, напрямую вдохновленных идеей спорта; конкурсы должны были сочетаться с празднованием каждой Олимпиады. Маркиз де Полиньяк профессионально организовывал конкурсы в сфере искусств: в театре на Елисейских Полях он устроил «сезон искусств VIII Олимпиады». Благодаря ему парижане услышали Девятую симфонию Бетховена, а фрагмент «Ода к радости» стал для барона гимном олимпийского движения.

Щепетильность Кубертена не знала границ - руководители государств предоставляли стадионы и площадки, аристократия сама тратилась на Олимпиаду, и так продолжалось довольно долго: «Ни одного сантима дотаций не поступало в наши кассы. Мы сознательно отвергли абсурдный и гнетущий полог административной рутины, бумажной волокиты, бесполезных документов и невыносимого ярма машинописной бюрократии». Девиз, высказанный отцом Дидоном на открытии спортивных соревнований в коллеже, которые финансировал Кубертен, впоследствии ставший девизом олимпийского движения - Citius, Altius, Fortius! («Быстрее, выше, сильнее!»), - еще не оброс, как ракушками, высокобюджетными коннотациями. В любом случае Кубертен избегает прямого разговора о бюджетах. Его волнует отношение разных видов спорта к идее Олимпиады, возвышенный дух в развитом теле, философия спортивного патриотизма, религия атлетизма - чистота античной идеи. Он пишет: «Лучший способ заплатить дань прославленному прошлому - это вынести из него соответствующие уроки, чтобы приготовиться к будущему». Пьер де Кубертен. Олимпийские мемуары. - М.: Рид групп «Читай!», 2011.

Екатерина Васенина

Источник «Новая газета»
Вернуться к списку

В своей деятельности РМОУ придерживается принципов информационной прозрачности и открытости. Представители СМИ всегда могут обратиться для аккредитации на наши официальные мероприятия, а также для получения актуальной, достоверной информации о РМОУ, организации комментариев руководства и экспертов по интересующим вопросам.